Деньги стало зарабатывать сложнее. Клиенты в салонах делают только все сложные процедуры, а остальное кое-как дома. Кто красился на "WELLA" перешли на "LONDA" и т.п.
На вопросы редакции электронного журнала Новости салонного бизнеса отвечает Наталья Лисова, руководитель сети салонов красоты, г. Тольятти.
1. За 25 лет сейчас самая плохая ситуация, - говорит один всем известный руководитель сети салонов красоты. Как по Вашему, так ли это на самом деле, или были времена похуже?
И да и нет! Я в этом бизнесе уже 32 года как предприниматель и 22 года как директор салона красоты. Да, в начале пути было сложно и мне казалось тупиковых ситуаций было больше, но это от незнания из-за отсутствия опыта! Даже в тех условиях информационного вакуума и не опытность я пережила три кризиса! Но любая "болезнь" в молодом возрасте переносится легче. И дело не в финансовом кризисе. И мы и наши клиенты смирились с неизбежным поднятием цены. Салоны душит профессиональный кадровый "голод".
Если у многих моих партнеров в январе и феврале был упадок валового оборота на 20-30%, то в мае и июне мы увидели стабилизацию и даже рост.
В 98-ом году нас только ошарашил скачок доллара, но была стабилизация в кадровой политике. Не было такого явления как "частный мастер". Просто бездействие и "слепота" государства неизбежно приводит к полному" разврату" в найме и официальной кадровой политике в салоне.
2. Закрылись ли какие-то салоны красоты, рестораны, другие заведения в вашем районе? Известны ли Вам такие факты? Если да, то как долго ли они "мучились", и связана ли их кончина с кризисом, или их бизнес хромал еще раньше?
Да, конечно, есть салоны, которые закрылись, но на их месте появляются новые бесстрашные игроки. Закрылись салоны с разным стажем и опытом работы. Они устали бороться! Их руководителей можно разделить на две категории: шикарных и опытных стилистов - ремесленников находящихся внутри бизнеса и дилетантов пришедших из других сфер. Но и тех и других объединяло отсутствие выстроенной платформы САЛОНОУПРАВЛЕНИЯ, с четкими прописанными стандартами, работающим документооборотом и бизнес процессами. И, конечно же, объединила одна и та же "болезнь" - кадровая политика, т.е полное отсутствие работников при наличии базы, салона и желания. И эта "болезнь" не выбирает начинающий это салон или салон, имеющий многолетний опыт. Просто нет мастеров!
3. Какие процедуры "просели" больше всего, на чем клиенты экономят, а от чего не хотят отказываться? Вообще - как, в какую сторону изменились клиенты - стали жадными, склочными, злыми или еще какими-то?
Клиенты не отказались от стрижки, маникюра и покрытия гель лаком, и у мастеров высокого класса, виртуозов 100% запись! Что касается "потребительского экстремизма" не так он ярко выражен, но требовательность клиентов стала выше!
Все!..."сливочные времена" закончились! Деньги стало зарабатывать сложнее, особенно за пределами мегаполиса, ну скажем в средней полосе Поволжья. Да, совершенно верно, в начале года клиенты "затихарились", они тоже находились в шоковом состоянии, в полной неизвестности от постоянного скачка валют, которые выводили их из равновесия. И в салоне мы наблюдали, как многие дамы избирательно выбирали процедуры из привычного полного пакета. Например, окраску, маникюр с гель лаком, оставив за бортом педикюр и депиляцию. Т.е все сложные и видимые процедуры - в салоне, а остальное кое-как дома. Так же появилась тенденция перехода из " бизнес" в "высокий эконом". Например, имея два салона разного класса в одном и том же ТЦ, я могу наблюдать, как клиенты красящиеся на "WELLA" перешли на косметику "LONDA", так же и по другим предложениям салона, клиент "голосует рублем".
4. Стало ли проще находить мастеров, говорят у них чуть ли не безработица. Умерились ли у работников аппетиты в отношении процентов, условий работы, держатся ли они за салон?
Я хотела бы посмотреть на эту очередь безработных парикмахеров или косметологов! Где она? Каждый день, консультируя директоров из разных городов нашей страны, я вижу, что первая боль, объединяющая всех руководителей - это отсутствия соискателей. А те мастера, что приходят устраиваться на работу похожи друг на друга по своим запросам, как близнецы, не зависимо от стажа работы и уровня подготовки. И какие же требования они выставляют руководителям:
Хотя большой спрос на работу и телефон разрывается от соискателей, конверсия встреч и интервьюирования ничтожна мала! Они просто не приходят! Так как для них предложения на рынке красивого бизнеса зашкаливают. Они нас выбирают, а не мы их! Это ужасно! Ситуацию нужно менять.
5. Виден ли свет в конце тоннеля? Что будет, когда вся эта "бодяга" закончится? Наступят ли опять "золотые времена" и все будет по старому, или как раньше уже не будет никогда? А как будет? Попробуйте себя в роли провидца! Время течет быстро, через несколько лет Вам будет любопытно прочитать свой прогноз.
Будет ли всего старому? Могу сказать уверенно НЕТ! Что будет, когда эта "бодяга" закончится? Хотелось бы верить, что наступит ЗАКОН и ПОРЯДОК!
Но я прожила уже пол века в России и более тридцати лет в Beauty индустрии... И в чудеса верить не приходится.
Уже ясно видна тенденция деления на медицину и бытовые услуги. Это уже всем четко понятно и споров по этому вопросу не возникнет. С косметологией все предсказуемо, она постепенно уйдет из бытовых салонов. Станет или большими медицинскими клиниками, с градацией, возможно, от косметологов до пластической хирургии, или частными практиками, напоминающие семейные маленькие кабинеты.
А что же будет с бытовыми услугами, с классическими салонами красоты?
Появятся частные кабинеты, семейные небольшие салоны, где будет снята "болевая точка кадрового голода". Уже процветают специализированные, узконишевые бизнесы с ориентацией на ту или иную услугу, возможно это будет не совсем лояльно по отношению к клиенту, ведь мы так долго приучали их делать все в одном салоне, и возможно не сразу будет принято нашими клиентами, на первых порах, но профессионализм победит!
И мы видим яркие шаги в этом направлении: студии по наращиванию волос, мужские территории - БАРБЕР-ШОПЫ, студии визажистов-лайшмекеров и т.д.
Что будет с классическими салонами? Они останутся, в небольшом количестве, около 20-30%. Их число будет сокращаться, не из-за жизнеспособной модели, а из-за невозможности обеспечить 100% комплектации кадрами. И такая форма классического салона останется в усеченном виде (как бы мне ни больно об этом говорить), с большой трансформацией и при условии, что в России будет сформирован "вкус" и традиция работы на предприятии в найме. Более чем за 25 лет эта традиция практически потеряна для поколения Z, это генетически вытравлено после 91-го года. А ведь это целое поколение!
Но все это произойдет только при плотном контакте государства и бизнеса. Я великий оптимист и я верю, что наш бизнес будет жить, развиваться и трансформироваться!
Но это мой прогноз на 2026 год. Смешно будет прочитать через 10 лет.
Наталья Лисова, г. Тольятти
Руководитель сети салонов красоты, тренер, эксперт по построению салонного бизнеса, руководитель проекта "Салон на миллион", автор более 40 программ и многочисленных курсов по подготовки специалистов для Индустрии красоты.
18.06.2016